Психология предпринимательства-стр.379

Итак, инстинкт явился ключевым понятием, которое характеризовало психологический профиль предпринимателя; главным считалась внутренняя предрасположенность к тому или иному виду “рисковой” деятельности, следование определенным образцам поведения в условиях неполной определенности, соответствующий эмоциональный настрой. Словом, деловой человек выделялся довольно четко, а понятия “инстинкт” доставало для того, чтобы описать его отличие от других слоев, к примеру, рантье или наемных служащих. Данное понятие указывало на “деловую хватку” - известное н ясно просматриваемое качество предпринимателя во все времена.

А. Маслоу (1954) более глубоко проанализировал склонность к предпринимательству, опираясь на выделенную им иерархию потребностей. Внизу находятся физиологические потребности, посредине - социальные, венчают иерархию потребности в творчестве и самоактуализации. Куда же относится потребность в предпринимательстве? Поначалу считалось, что она ориентирована скорее на высшие уровни. В дальнейшем последователи

Маслоу резонно заметили, что физиологические потребности, к примеру, голод, могут служить побуждением к предпринимательской активности.

В целом “ранние” теории не в достаточной мере объясняли предпринимательское поведение, хотя давали целостное представление о фигуре предпринимателя, показывали его вполне наглядно. С начала 60-х годов просматривается стремление как-то измерить уровень предпринимательской активности. К тому толкали новые достижения научно-технической революции, особенно внедрение компьютеров. В получившей широкую известность книге “Общество достижения” Д. Макклелланд (1961) обосновал правомерность мотива к достижению как величайшего побуждения к бизнесу, а предпринимателей определял как людей, способных брать на себя высокую ответственность. В лабораторных исследованиях измерялись различные уровни мотива к достижению: среди них предприниматель характеризовался самым высоким, его деятельность связана с удачливостью, правда, в рамках рационального поведения. У Макклелланда выделены три условия возникновения мотива к достижению: 1) индивиды должны быть готовы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела; 2) необходимо иметь четкое представление о том, чем закончилось дело, дабы знать, испытал индивид удачу или поражение; 3) удача должна быть зримой, а ее пути поиска - умеренно рискованными. Его книга вызвала значительный интерес еще и потому, что представляла собой попытку применения психологических методов к объяснению экономических явлений. В частности, сравнивая уровень потребности к достижению в 1925 и 1950 гг. по данным контент-анализа популярных книг и детских учебников разных стран, он убедительно доказал: большего прогресса в экономике добиваются тогда и там, когда и где у индивидов очевиден высокий уровень мотива к достижению.