Психология предпринимательства-стр.376

Предприниматель, если придерживаться определения, данного в словаре Вебстера, это тот, кто организует, регулирует и идет на риск в бизнесе или на предприятии. Причем организаторские и управленческие функции в меньшей степени характеризуют его фигуру, чем способность к риску — и не только в экономической, но также в социальной к психологической сферах. Современная экономическая теория допускает распределение первых двух функций среди таких групп, как совет директоров и держатели акций, но способность к риску - характеристика только предпринимателя. Она сопряжена с умением взять на себя ответственность и контроль, а также противостоять неопределенностям рынка.

Австрийский экономист Й. Шумпетер еще в 1934 г. писал, что предприниматель - инноватор, который разрушает сложившееся экономическое равновесие, стимулируя развитие. В случае высоких технологий это более чем справедливо. Правда, риск Шумпетер относил скорее к тому лицу, которое вкладывает свои капиталы. Собственно же предприниматель, взламывающий старые образцы мыслей и действий, во многом выражая творчес кую природу человека, в поле зрения экономистов не попадает. Бихевиористы, характеризуя фигуру предпринимателя, утверждают, что она существует в любой профессии - в образовании, медицине, науке, правоведении, архитектуре и инженерной деятельности. Искомое им вознаграждение - не только деньги, но и личная удовлетворенность. Отсюда определение предпринимательства как деятельности (процесса) по созданию социальных связей или социальных структур (таковой, несомненно, является фирма, предприятие, компания), где раньше их не существовало. Менеджмент же - поддержка и расширение уже существующих связей и структур.