Психология предпринимательства-стр.374

Руководство состоит из введения, четырех частей - “Теоретические основы”, “Устойчивое экономическое поведение”, “Нововведения в бизнесе”, “Социетальные перспективы” - и заключения.

Составители и авторы пособия ориентировались, во-первых, на междисциплинарный подход в науке и практике, а во-вторых, стремились выявить все самое ценное, что накоплено в ведущем на сегодня для стран Западной Европы голландском варианте экономической психологии, не боясь столкновения со взглядами своих американских коллег - признанных мэтров в данной области. Очень досадно, что встречающиеся русскоязычные фамилии отсылают нас не к советским авторам (кроме, правда, недавно умершей Б.В. Зейгарник), а к иностранцам русского происхождения.

Первоочередное внимание уделяется в книге таким феноменам, как когнитивные (мысленные) и аффективные (чувственные) характеристики экономической активности, мотивация производительной и потребительской деятельности, влияние социального окружения на экономическое поведение. Следует подчеркнуть, что подобные вопросы тесно увязаны с реалиями экономической жизни: планированием капиталистического хозяй ства на разных уровнях, принятием управленческих решений, стратегиями маркетинга, налоговыми проблемами (значение которых у нас еще только начинает осознаваться), методами получения прибыли.

Ключевым в книге является раздел о нововведениях, а в нем -глава об инновационном предпринимательстве (реферат которой и предлагается). Огромный интерес вызывают размышления о мелком бизнесе, его непропорционально высоком - в сравнении с количеством занятых на небольших предприятиях - значении в деле стимулирования экономического развития страны, о его пионерной роли в неизведанных направлениях - в области компьютерной техники и высоких технологий. Эти и подобные им суждения подтверждают старую истину о том, что ведущей производительной силой выступает все-таки человек. Как производитель будучи полностью самостоятельным, группируясь в небольшие “сообщества равных” (типа кооперативов), организуя общее дело с наемными работниками и одновременно ломая жесткую регламентацию технологических и социальных планов, такой человек обнаруживает на экономическом рынке только еще зарождающиеся потребности больших социальных групп, намечает эффективные способы их удовлетворения и, наконец, конструирует, создает принципиально новые потребности.