Психология предпринимательства-стр.369

Что касается свойств характера, то тут между мужчинами-предпринимателями и женщинами-предпринимателями наблюдается большое сходство. И те и другие, как правило, энергичны, целеустремленны и независимы. Однако мужчины обычно более самоуверенны, требовательны и прямолинейны, чем женщины, что нередко отражается и на их стиле руководства новым предприятием.

Основные вехи предпринимательской биографии, как правило, совпадают у мужчин и женщин, за исключением того, что к моменту начала своего дела женщины обычно бывают немного старше мужчин (35-45 лет для женщин и 25-35 лет для мужчин), и характер образования у них различный - мужчины в большинстве своем имеют техническое или экономическое образование, а женщины - гуманитарное.

Еще одно различие между мужчинами и женщинами-пред-принимателями заключается в составе “групп поддержки”. Мужчины, как правило, ставят на первое место среди своих наставников внешних специалистов (юристов, специалистов по бухгалтерскому учету), а своим женам отводят в этом списке второстепенную роль. Женщины же считают мужей своими главными советчиками, близких друзей ставят на второе место, а специалистов - на третье. Кроме того, женщины охотнее прибегают к поддержке внешних организаций - профессиональных ассоциаций, женских комитетов и т.д., тогда как мужчины обычно не могут похвастаться столь многочисленной армией внешней поддержки.

И наконец, предприниматели-мужчины отличаются от пред-принимателей-женщин тем, какого рода предприятия они создают: женщины склонны открывать свои предприятия в сфере обслуживания - розничной торговле, рекламе, образовании, а мужчины предпочитают промышленность, строительство и наукоемкие производства. В результате фирмы, которыми владеют женщины, часто оказываются более мелкими, чем те, кото рыми владеют мужчины, и приносят меньше доходов. Однако именно сейчас возможностей у женщин, как никогда, много, поскольку число открываемых ими предприятий растет гораздо быстрее, чем число предприятий, возглавляемых мужчинами.