Психология предпринимательства-стр.363

По мере развития и роста предприятия расширяются и его внешние связи, образуя сеть, которая характеризуется теми же признаками, что и любая социальная система с сетевой организацией, а именно плотностью (теснотой связей между любыми двумя вершинами в сети) и степенью централизованности (которая определяется как доля потоков, проходящих через центральный узел, в общем объеме потоков в сети). Сила связи между предпринимателем (центральный узел) и любым его контрагентом (произвольным узлом в сети) зависит от частоты, интенсивности и симметричности информационных потоков между ними. Чем чаще происходит подобный обмен, чем более доверительны и взаимовыгодны отношения между предпринимателем и данным контрагентом, тем прочнее и долговечнее связь между ними.

Так как же создается подобная коммуникационная система? Еще раз подчеркнем, что речь идет не о создании каких-то формальных структур, а о налаживании неформальных отношений, которые так необходимы начинающему предпринимателю в психологическом и профессиональном плане.

Моральная поддержка

Каждому предпринимателю важно ощущать моральную поддержку со стороны родных и близких, т.е. людей, которые болели бы за него душой. Такая поддержка особенно необходима в трудные времена, когда предпринимателю начинает казаться, что весь мир от него отвернулся. Для большинства предпринимателей самым верным помощником, по их собственному утверждению, является жена или муж. Супружеская поддержка особенно необходима начинающим предпринимателям на ранних стадиях становления фирмы, когда работа отбирает у них все силы и время.

В плане моральной поддержки важная роль принадлежит также друзьям. Они не только всегда помогут советом, который будет честнее любого другого, но и подбодрят, поймут, помогут конкретным делом. Друзьям всегда можно довериться, не боясь быть осмеянным.