Психология предпринимательства-стр.36

Таким образом, по мысли М. Вебера, современный “дух предпринимательства”, давший энергию исключительному и опережающему иные культуры расцвету европейского капитализма, порожден протестантского типа культурой на фоне специфического стечения институциональных событий.

“Протестантская версия” предпринимательства сыграла большую роль в эволюции социально-экономической теории. Но с учетом современных представлений, обогащенных сравнительным изучением хозяйственной истории различных регионов, потребность в более широком видении проблемы очевидна. Основные узлы уязвимости “протестантского подхода” к проблеме генезиса предпринимательства в следующем.

I. Взаимосвязь капитализма и предпринимательства. В науке и общественном мнении существует традиция отождествле ния “капиталиста” и “предпринимателя”. Вебер, между прочим, обратив внимание на иные виды “капитализмов”, нежели рациональный (ростовщический, империалистический и др.), сделал попытку уточнения этих понятий в том смысле, что возможны различные мотивационные пружины “в деле добывания денег”, но собственно “идеальный тип предпринимателя” появляется в эпоху реформации и промышленной революции.

Уже отмечалось, что воззрения на сущность предпринимательства изменились со времен и Смита, и Маркса, и Вебера. Понимание предпринимательства как творческого типа организаторского поведения даст и иные оценки его “жизненного цикла”. Главное состоит в том, что историческая судьба предпринимательства, равно как рынка и конкуренции, по временному интервалу превосходит эпоху индустриального капитализма. По сути, предпринимательская функция “впечатана” в механизмы протекания истории. Эпохи античности, возрождения или НТР порождали свои уникальное образцы предприимчивости, как ее масштабы и объекты, так и этику.