Психология предпринимательства-стр.35

Во-вторых, предпринимателю, взращенному этой традицией, «чужда показная роскошь и расточительство ... упоение властью ... Его образу жизни ... свойственна ... аскетическая направленность ... Предпринимателю такого типа богатство “ничего не дает”, разве что ощущение хорошо “исполненного долга в рамках своего призвания”11. И тем самым европейский капитализм противопоставлястся многочисленным иным “капитализмам” - авантюристическому, ростовщическому, опирающимся на “абсолютную беззастенчивость и своекорыстие в деле добывания денег”.

В-третьих, если вначале мировоззрение, поощряющее служение делу вообще и делу честного и творческого добывания денег в частности, санкционировалось религиозно (путь к спасению), то с утверждением его господства религиозные санкции потеряли свой смысл, поскольку сам хозяйственный капиталистический строй, “в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения ... воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов - предпринимателей и рабочих - посредством экономического отбора”12.

В-четвертых, помимо идеи христианской аскезы, в утверждении “предпринимательского духа” (как стремления к постоянной, т.е. реинвестируемой, прибыли, добываемой через рациональное основание и ведение предприятия) свою роль сыграл комплекс институциональных сдвигов. Это в первую очередь -образование значительной массы юридически свободных лиц; утверждение рационалистической парадигмы мышления, ориентирующей на непрерывный прогресс знаний и инструментария производства; развитие иерархически организованных и постоянно действующих предприятий (деперсонализация экономической деятельности (прогрессирующее отделение рабочего места от дома); развитие законодательства; урбанизация.