Психология предпринимательства-стр.347

И все же, несмотря на возросший интерес к личности предпринимателя, большинство людей, включая самих предпринимателей, вряд ли смогут ответить, каков социальный портрет человека, выбирающего своей профессией предпринимательство. Концептуальная модель, представленная в табл. 5, делает попытку систематизировать факторы, под влиянием которых формируется предприниматель. Эта модель рассматривает становление предпринимателя как процесс, каждая стадия которого связана с другими стадиями и событиями в жизни человека, его прошлым, настоящим и будущим. Модель выявляет девять основных факторов, влияющих на выбор предпринимательской карьеры: образовательный уровень, характер человека, влияние родителей, прежняя работа, накопленный жизненный опыт, события в личной жизни, отношение к своей работе, жизненные планы, семейное положение.

Бытует мнение, что предприниматели в массе своей образованны плохо, что их образовательный уровень ниже, чем в среднем у населения. Это, однако, не подтверждается фактами. По данным проведенных исследований, уровень образования предпринимателей, особенно женщин-предпринимателей, гораздо выше среднего. Однако эти же исследования показывают, что тин и качество полученного образования не всегда в полной мере соответствуют тому, что требуется при создании своего дела и управлении предприятием. В этом смысле предприниматели-женщины, квалификация которых по образованию зачастую не имеет отношения к бизнесу или техническим дисциплинам, находятся в худшем положении, чем их коллеги-мужчины.

Изучался также вопрос о том, какую роль в решении стать предпринимателем играет воспитание и свойства характера, закладываемые в детстве, такие, как потребность быть всегда первым, быть заводилой, уметь рисковать. Надо признать, что попытки составить научно обоснованный психологический портрет предпринимателя дали не много практически значимых результатов.