Психология предпринимательства-стр.346

Форма привлечения/приобретения ресурсов

Аналогичное различие наблюдается и в отношении формы привлечения/приобретения ресурсов. Поскольку зарплата менеджера напрямую зависит от того, какими средствами он ре ально распоряжается, он заинтересован в накопительстве и раздувании фондов. Соображения власти, внутрикорпорационного статуса и вознаграждения заставляют администратора избегать аренды и других форм временного привлечения ресурсов. Для предпринимателя же ситуация прямо противоположна: вечная нехватка денег, нежелание связывать себя с оборудованием, которое может пережить идею, необходимость проявлять гибкость и идти на риск заставляют его широко пользоваться арендой или прибегать к другим формам временного привлечения ресурсов по мере надобности.

Организационная структура

Организационная структура недавно возникших и давно работающих предприятий также весьма различна. Менеджер имеет дело, как правило, со сложившейся организационной структурой, имеющей иерархическую природу, поскольку теория управления, да и механизм начисления премий, требует, чтобы соблюдалось четкое распределение полномочий и ответственности. Предприниматель же, которому претит сама идея подчиненности, напротив, предпочитает горизонтальную организационную структуру, которая держится на неформальных связях.

Социальный портрет предпринимателя

Что заставляет человека идти на социальный, психологический и финансовый риск, связанный с созданием нового предприятия? В прошлом на этот аспект не обращали особого внимания. Однако начиная с 1985 г., когда предпринимательство превратилось в признанную научную дисциплину, интерес к тому, под влиянием каких факторов складывается предприниматель, какими знаниями и навыками он должен обладать, возрос. Этому способствовали такие факторы, как признание важной роли малых предприятий в создании новых рабочих мест и создании новых продуктов и услуг; появление в средствах массовой информации множества публикаций, где рассказывается о предпринимателях; растущее понимание того, что предприниматели - это не только те, чьи имена у всех на слуху, это тысячи и тысячи людей, основавших собственное маленькое дело; растущее убеждение, что большие организации не обеспечивают необходимых условий для самореализации человека; рост доли женщин среди занятого населения, приведший к тому, что в настоящее время в большинстве семей работают и муж и жена; и, наконец, то обстоятельство, что темпы роста численности женщин-пред-принимателей в три раза выше, чем темпы роста численности предпринимателей-мужчин.