Психология предпринимательства-стр.340

Итак, из разговоров с друзьями, коллегами, работниками торговли, техническими специалистами, а может быть, еще откуда-то у вас появилась идея. Главное теперь - тщательно проанализировать ее перспективность. Такой анализ является ключевым моментом всего предпринимательского процесса, так как именно он должен дать ответ на вопрос, покроют ли результаты затраты и стоит ли эта игра свеч. Как показано в табл. 3, оценка новой идеи предполагает выяснение факторов, вызвавших потребность к жизни, а также оценку продолжительности периода, в течение которого новый продукт предположительно будет пользоваться спросом; оценку актуальной и потенциальной ценности идеи; оценку риска и прогноз возможных доходов; оценку того, насколько новая идея отвечает целям, знаниям и умениям предпринимателя; оценку преимуществ новой продукции по сравнению с продукцией конкурентов.

Очень важно понять, какие факторы привели к возникновению новой потребности - связаны ли они с прогрессом технологии, изменением спроса, государственной политики или поведения конкурентов. От ответа на этот вопрос будет зависеть доля рынка, на которую можно рассчитывать, и срок, в течение которого продукция будет пользоваться спросом.

Доля рынка и ориентировочный срок жизни новой продукции - это главные параметры, на основе которых оценивается степень риска и делается прогноз доходов нового предприятия. Степень риска зависит от спроса, предложения, технологической сложности нового изделия и от объема вложенного капитала. Размер вложенного капитала - это основа для прогнозирования доходов и прочих выгод от будущего предприятия. Методология прогнозирования возможных потерь и выгод, изложенная в гл. 7 и 9, часто дает тот результат, что выгоды от затеваемого предприятия как с точки зрения коммерции, так и личного обогащения несоизмеримы со степенью риска и потому “овчинка выделки не стоит”. Однако к выгодам любого предприятия следует относить не только прямую отдачу, но и те будущие возможности, которые могут открыться в связи с затеваемым делом, т.е. необходимо оценивать не только актуальные, но и потенциальные достоинства всякой идеи. Так, одна фирма, занимавшаяся поставкой измельченной коры для оформления газонов, сумела впоследствии существенно расширить свое дело, включив в ассортимент специальные сорта глины и ракушек, тем более что для этого не пришлось создавать новой сети торговых посредников, поскольку новая продукция была ориентирована на прежний круг потребителей. Новые товары, возникающие в результате модификации прежних, имеют большое значение для развития и диверсификации любой фирмы. Многие торговые фирмы предпочитают иметь дело с поставщиками, предлагающими широкий спектр продукции, а не одно какое-нибудь изделие.