Психология предпринимательства-стр.316

Наконец, третья группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становится определяющим моментом поведения. Это и просто удовольствие, получаемое от работы: “просто хозяин” еле справляется с нагрузками трудового дня, в то время как у индивида нашего типа остается избыток сил, который он может применить где угодно, в том числе и в экономике. Он может отважиться на перемены в хозяйстве ради самих перемен, ради возможности проявить отвагу и даже ради трудностей, которые придется преодолевать. Это и радость, которую человек испытывает от творческой деятельности, от своего творения. Это чувство может проявляться как само по себе, так и наряду с удовольствием, доставляемым работой. И здесь блага приобретаются не ради них самих, т.е. теряется обычный “смысл” их приобретения.

Что касается мотивов поведения, перечисленных в первой группе, то сформировавшаяся в результате осуществления предпринимательской деятельности частная собственность является существенным у показателем эффективности этой деятельности. В двух остальных случаях речь идет не столько о собственности, сколько о тех своеобразных, “утонченных” и не зависящих от мнения других людей способах, с помощью которых в капиталистическом обществе измеряется “успех” или одержанная “победа”, реализуется и оправдывает себя в жизни дело, доставляющее его творцу радость. Эти способы исключительно трудно заменить каким-нибудь другим социальным инструментом. Но это вовсе не означает, что нет смысла искать таковой. В обществе, где отсутствует частный предприниматель, надо найти замену не только этим мотивам поведения, но и той функции предпринимателя, которая заключается в том, что он значительную часть своей прибыли не тратит, а откладывает. Сделать это на практике было бы нелегко, но с точки зрения самой организационной идеи это не так уж и трудно. Поэтому детальное изучение бесконечного разнообразия реальных мотивов, встречающихся в экономике, с точки зрения как их практической важности для поведения предпринимателя нашего типа, так и возможностей “консервации” этих мотивов в других обстоятельствах, а вероятно, и при иных стимулах является фундаментальным вопросом “плановой экономики” и социализма, реальность которых нельзя так просто сбрасывать со счетов.