Психология предпринимательства-стр.315

В этом свете девиз предпринимателя нашего типа— plus ultra (еще больше). Тот, кто многое замечает в жизни, может услыхать это “из уст самого предпринимателя, если только не застанет его в час отдыха, в один из редких “припадков философ ствования”, когда он может позволить себе иные высказывания. Мотивы его поведения соответствуют этому девизу.

Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и - в большинстве случаев, хотя и не всегда, - свою династию. Своя империя дает ему простор и чувство власти, т.е. то, что в принципе не может существовать в современном мире; но это первое приближение к состоянию полного господства, тому состоянию, которое знакомо этому миру и которое особенно привлекательно как раз для тех людей, которые иным путем никак не могут добиться положения в обществе. Мы могли бы проанализировать эту группу мотивов более подробно: одному нужна “свобода” и “условия для развития личности”, другой хочет обладать “сферой влияния”, третий движим “снобизмом”, -но не станем этого делать. Эта группа предпринимательских мотивов ближе всего к тому, что именуется удовлетворением потребностей. Но они полностью не совпадают: потребности, которые здесь удовлетворяются, - это не потребности “просто хозяина”, их удовлетворение не составляет ratio (смысла) экономической деятельности; - и его законы к ним неприложимы.

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входит, с одной стороны, желание борьбы и, с другой — стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь всего-навсего показатель успеха -зачастую только потому, что другого нет, - и символ победы. Экономическая деятельность рассматривается как вид спорта: своего рода финансовая гонка или, скорее, боксерский поединок. И здесь можно было бы выделить много нюансов, причем некоторые из них - стремление подняться вверх по социальной лестнице - сливаются с первой группой мотивов, но сказанного для нас вполне достаточно. Здесь мы также имеем дело с мотивами поведения, которые принципиально отличаются от чисто экономических. Они чужды экономическому ratio и его законам.