Психология предпринимательства-стр.314

Но такая интерпретация должна направить нас по ложному пути, стоит только подумать о том, что подобное поведение противоречит здравому смыслу. Предпринимательская деятельность (Erwerbstatigkeit) мешает получать наслаждение как раз от тех благ, приобретение которых, как правило, выходит уже за пределы определенной величины доходов. Ведь к их числу относится в первую очередь досуг, и внутренние потребности в нем и желание потребить приобретенные блага должны были бы приобрести исключительное значение. Следует тем не менее признать, что на практике подобное, противоречащее здравому смыслу поведение действительно нередко приписывается индивидам нашего типа. Этого взгляда придерживаются и близкие им люди, и те, кто знает их только по фамилий. Вообще говоря, из того, что подобное поведение представляет ошибочную цель, еще не следует, что отсутствует соответствующий мотив поведения. Однажды приобретенная привычка продолжает действовать и тогда, когда ее смысл уже утерян. Далее, подобное противоречащее логике поведения можно объяснять и в известной степени патологическими причинами.

Остается также отметить, что у индивидов нашего типа наблюдается весьма примечательное равнодушие и даже неприязнь к праздным удовольствиям. Достаточно вспомнить ту или иную из широко известных личностей, своими руками творивших экономическую историю, или любого делового человека, полностью погруженного в свои заботы, чтобы убедиться в правильности этого наблюдения. Конечно, большинство таких хозяйственных субъектов живет в обстановке роскоши: они живут так потому, что у них есть на это средства, но они вовсе не приобретают блага ради того, чтобы жить в роскоши. Нелегко в полной мере осознать данное обстоятельство. Важную роль играют здесь личные убеждения и личный опыт наблюдателя, и мы не рассчитываем на то, что все с нами немедленно согласятся. Но, думаю, читатель найдет наши выводы небезосновательными, в особенности если он не будет исходить из своих общих взглядов и отстаивать прежние мнения, а просто попытается проанализировать поведение нескольких конкретных представителей нашего типа. В этом случае он убедится, что все так называемые исключения из наших правил легко объяснимы: люди, у которых стремление к наслаждениям и к определенной “гедонистической” цели - в особенности желание уйти на покой, возникающее, когда доходы достигают какого-то определенного уровня, -стоит на переднем плане, как правило, обязаны своим положением и возможными успехами не собственной энергии, а тому обстоятельству, что у них был предшественник, принадлежавший к нашему типу. Типичный предприниматель никогда не задается вопросом, принесет ли ему каждое прилагаемое им усилие достаточную компенсацию в виде “прироста наслаждений”. Его мало заботят гедонистические результаты его труда. Он трудится, не зная покоя, потому что не может иначе, цель его жизни не состоит в том, чтобы получать наслаждение от достигнутого. Если же у него возникает такое желание, то это не остановка в пути, а симптом паралича, не достижение цели, а провозвестник физической смерти. Это вторая причина, по которой поведение людей нашего типа в отличие от поведения “просто хозяина” не может быть включено в схему “состояния равновесия” или движения к этому состоянию. (Первая причина уже упоминалась: это то, что в процессе развития, как мы его понимаем, “спрос” отнюдь не является фактором, независимым от “предложения”.) Из этих же соображений нельзя - в любом другом смысле это, разумеется, справедливо - предположить, что предприниматель так же, как “просто хозяин”, только делает выводы на основе имеющихся показателей.