Психология предпринимательства-стр.311

“В заключение данной главы мы постараемся объяснить поведение тина “руководитель” - и в первую очередь, учитывая цель нашего исследования, поведение частнокапиталистического предпринимателя - обычным, принятым и в жизни, и в науке способом, т.е. раскроем мотивы этого поведения.

Падение значения исследования мотивов поведения “просто хозяина” для экономической теории кругооборота, но, разумеется, не для социологической теории стилей хозяйствования, экономических эпох, “экономического менталитета” (Wirtschaftsgeiste) объясняется тем, что систему равновесия вполне возможно описать без учета мотивов. Но если мы хотим “понять” процессы, происходящие в рамках кругооборота, выяснить их житейский смысл, то оказывается, что мотивация поведения хозяйственных субъектов в данном случае отнюдь не проста. Не подлежит сомнению, что концепция индивидуального рационального и гедонистического эгоизма (Einzelegoismus) объясняет ее неверно. То, что постоянно надлежит делать в рамках определенных социальных условий - при данной социальной структуре, способе производства и культурной формации, - а также при существующих социальных обычаях и правах, воспринимается им прежде всего как обязанность, носящая в высшей степени объективный характер, а не как результат рационального выбора, основанного на гедонистическом индивидуальном эгоизме. Эта обязанность может диктоваться какими-то моментами, не связанными с реальной жизнью, социальными факторами в широком понимании (долг перед страной, народом, городом, классом), социальными факторами в более узком понимании (узы кровного родства) и факторами, олицетворяющими сферу деятельности (крестьянский двор, фабрика, фирма). Наконец, еще один сравнительно редко встречающийся и недавно появившийся фактор -чувство долга перед самим собой, - в этом смысле не ранее эпохи Возрождения, а в основном не ранее эпохи промышленной революции. Чем рациональнее становится наша жизнь, тем заметнее “долг” уступает место гедонистическому интересу. И все же есть возможность уточнить данную в начале работы формулировку экономического мотива в хозяйственном кругообороте. Именно в рамках кругооборота наблюдателю открывается основной смысл всякой экономической деятельности, смысл, объясняющий, почему же вообще существуют хозяйства. Приобретение благ как содержание экономического мотива означает в этом смысле приобретение благ для удовлетворения потребностей. Если учесть, что сила этого мотива всегда социально задана и определяется культурным уровнем и социальным положением субъекта, если, далее, принять во внимание, что почти всегда речь идет не просто о потребностях отдельных индивидов, а о потребностях тех, о ком заботится хозяйственный субъект, - иными словами, если учесть, что удовлетворяется не индивидуальная потребность, а, может быть, и индивидуальная, но только такая, которая включает в себя потребность проявлять заботу об удовлетворении потребностей других лиц, - то можно с полным основанием утверждать, что движение к равновесию вызвано тем, что люди стремятся удовлетворить свои потребности путем потребления, первое логически выводится из второго. И чем более мы сосредоточиваем свое внимание на тех стадиях развития общества, на которых оно, как социальная целостность (das soziale Ganze), ведет хозяйство усилиями отдельных индивидов и групп, которым позволяет хозяйствовать, на стадиях, на которых порваны все связи, обеспечивавшие на других стадиях определенную защиту индивиду (или части социальной группы) и ограничивавшие его свободу, на стадиях, на которых, наконец, отдельный человек становится личностью, индивидом, опирающимся главным образом на собственные силы, тем с большим основанием мы сможем утверждать, что удовлетворение потребностей носит - правда, в широком смысле слова - эгоистический характер.