Психология предпринимательства-стр.304

Теперь уточним, в чем состоит своеобразие выделенного нами типа людей и их поведения. Совершение даже самого незначительного действия в нашей обыденной жизни означает огромное напряжение духовных сил: если бы любой школьник или его учитель сам, с нуля, осознанно и планомерно достиг бы того, что он знает и умеет, его можно было бы уже счесть духовным исполином. Но важнее другое. Если бы каждый человек, совершая обыденные поступки, должен был бы каждый раз напрягать свои духовные силы и использовать свои творческие способности, ему пришлось бы со сверхчеловеческой проницательностью разбираться в социальной жизни и обладать исполинской волей. Это относится не только к познанию и деятельности в рамках всеобщих функции индивидуальной и общественной жизни и определяющим эту деятельность принципам мышления, поведения и проявления чувств, принципам, складывавшимся на протяжении тысячелетий, но и к тем продуктам более позднего происхождения и специфического характера, которые являются особыми, инструментами решения задач трудовой деятельности.

Но как раз те вещи, делать которые стоило, казалось бы, исключительного труда, действительно каких-то особых индивидуальных усилий - те вещи, которые должны бы быть особенно сложными, на самом деле оказываются на редкость простыми; то, для чего вроде бы нужны сверхчеловеческие способности, легкодоступно любому умственно нормальному человеку. В особенности следует отметить, что в этой повседневности - в самом широком смысле - человек не нуждается ни в каком руководстве извне. Разумеется, во многих случаях нельзя обойтись без ознакомления с самым необходимым, но и это не составляет особого труда, и любой нормальный человек в состоянии овладеть подобной функцией. Нередко возникает также потребность в специализации, а следовательно, и в структурной иерархизации различных видов деятельности как одной из форм специализации, но и руководящая деятельность является столь же будничной работой, как и всякая другая, работой, подобной обслуживанию исправной машины. При этом все люди знают и умеют выполнять свои обычные повседневные задания и, как, правило, самостоятельно приступают к их выполнению. У “руководите ля” также есть своя повседневная рутинная работа, как и у всех прочих. И таковой является его функция контроля, означающая устранение отклонений. Назвать ее “движущей силой” процесса производства также немыслимо, как объявить закон о наказании за убийство причиной того, что люди обычно не убивают друг друга.