Психология предпринимательства-стр.3

Предпринимательство как экономическое явление. Современное понимание предпринимательства как экономического явления и роли предпринимательства в экономическом развитии представлено в работах Й. Шумпетера “Теория экономического развития” (1912, на русском языке - 1982), Ф. фон Хайека (1992), Дж. М. Кейнса (1978), П. Друкера (1992) и др. В последние годы к анализу феномена предпринимательства обратились и отечественные экономисты: B.C. Автономов (1990), А.И. Агеев (1991) и социологи: Т.И. Заславская (1995), В.В. Радаев (1993) и др.

Й. Шумпетер (1982) определял предпринимателя как ключевую фигуру развития экономики, основной задачей которого является нарушение равновесного состояния в экономике и перевод ее в новое равновесное состояние, разрешение многочисленных противоречий в экономике (между статикой и динамикой, традициями и нововведениями, спросом и предложением и т.д.), создание новых комбинаций факторов производства и экономики.

Ф. фон Хайек (1992) обратил особое внимание, на такие отличительные черты предпринимательской деятельности, как жесткая конкурентная борьба между предпринимателями и стремление к поиску новых возможностей получения прибыли.

П. Друкер (1992) в своей концепции “предпринимательского общества” обратил внимание на то, что предпринимательство как инновационная активность, связанная с использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой, не ограничивается только сферой экономики, но может проявляться в самых разнообразных сферах социальной деятельности.

В современных представлениях о предпринимательстве условно можно выделить функционально-ролевой и структурный подходы. В рамках функционально-ролевого подхода предпринимательство рассматривается как разновидность экономической или, более широко, социальной деятельности, связанной с реализацией определенных функций экономического и социального развития. При этом одни авторы ограничивают эти функции исключительно экономической сферой, другие соотносят его со всеми видами человеческой деятельности.