Психология предпринимательства-стр.293

Современной психологии хорошо известно это явление. Основным двигателем человеческого поведения признаются в настоящее время эмоции. Когда какая-либо эмоция овладевает человеком, он целиком или, как теперь говорят, весь его психофизический аппарат (body machinery) подчиняется этой эмоции. Так, напр., эмоция голода вытесняет всякие другие мысли, кроме мысли о пище, преодолевает все интересы, направляет активность человека в сторону добывания пищи, повышает все восприятия (слух, обоняние), относящиеся к питанию. Эмоция охоты преодолевает голод, повышает энергию, обостряет зрение, слух. Все виды творчества (литературного, научного и др.) захватывают человека целиком.

Предпринимательство - тоже эмоция. Мысли предпринимателя сосредоточены на его деле. Он планирует, исчисляет, оценивает шансы. В литературе есть несколько жизненных изображений предпринимателя: у Келлермана в романе “Туннель”, у Мопассана в романе “Монт-Ориоль”; у Джека Лондона.

Чтобы понять направление мысли предпринимателя, пошлите его путешествовать одновременно с писателем и заставьте потом каждого рассказать о его путешествии. Один будет говорить вам о том, что можно купить или продать в Сингапуре, на Цейлоне или на Суматре, другой будет рассказывать о пальмовых рощах, о сказочном парке в Кэнди, о фруктовых базарах и своеобразных людях. Начните разговор о войне, и вы увидите, что предпринимателя заинтересуют вопросы, как изменится экономически конъюнктура, военного человека - стратегические возможности, а журналиста - темы, которые могут заинтересовать читателя. Соответственно образу мыслей определяется и направление деятельности.

Эмоции усиливаются под влиянием дразнения. Аппетит можно повысить, раздражая его видом и запахом блюд, привлекательностью (аппетитностью) их, способом подачи и т.д., но аппетит связан с физическими потребностями, у него есть границы, через которые не может перейти даже гурман. Что же касается такой деятельности, как деятельность предпринимателя, зависящей от прилива творчества и овладевающей человеком, то она может остановиться лишь физическим истощением. Ученый, изобретатель, поэт, предприниматель, музыкант, художник - люди различного типа, так как ими управляют различные эмоции, но у них есть и сходство, заключающееся в том, что если владеющая ими эмоция достигает той напряженности, когда она становится доминантой, т.е. начинает господствовать над всеми другими, то этот человек не может жить без того, чтобы не обращаться к своему делу, и его характер приспосабливается к роду его деятельности. Поэтому писатель не останавливается, когда уже создал себе имя и успех, и предприниматель не бросит своего дела, когда уже владеет огромными средствами. “Он работает неустанно, так как иначе он не может и живет он не для того, чтобы пользоваться и наслаждаться приобретенным” (Шумпетер). Есть много свидетельств о безразличном отношении предпринимателей к окружающей их роскоши и о чрезвычайной умеренности их личных потребностей. Повышение доходности является для них только показателем успеха, роскошь является у них часто только проявлением свойственного им вообще спортивного соревнования и стремления побить рекорд: отсюда яхта Моргана “Корсар”, символически изображающая его хищнический характер экономического завоевателя, или яхта Карнеги, обошедшаяся в полмиллиона долларов, рекламировавшая богатство хозяина. Сознание превосходства и социального могущества, положение короля промышленности, магната, которое занимают такие люди, как Шнейдер, Ратенау, Стиннес, Левер, Мицуй, подстегивает, подстрекает к новым предприятиям, к новым успехам и завоеваниям. Если, следовательно, пробужден дух предприимчивости, то его можно и надо поддерживать и развивать не одними только материальными выгодами, но и удовлетворением честолюбия3.