Психология предпринимательства-стр.291

Склонность к извлечению выгод из новой хозяйственной комбинации - это минимальный состав предпринимательской психологии. Ее достаточно для предпринимательства небольшого масштаба.

Максимальное выражение предпринимательской психологии -это ненасытная склонность организовывать, развивать предприятия, неограниченно расширять область деятельности, устранять соперников, господствовать.

История германского концерна электрической промышленности А. Е. G., созданного Эмилем Ратенау, может служить характерным примером такой неутомимой предпринимательской энергии. Создав в 1882 г. объединение предприятий, эксплуатировавших на началах монополии Эдиссоновские лампочки нака ливания, Ратенау уже в 1884 г. переходит к созданию своих заводов и с 1890 г. начинает приобретать предприятия (трамваи, дороги), которые обеспечивали спрос на продукцию его заводов. В 1895 г. он открывает Банк для финансирования электрических предприятий, распространяя через его посредство свое влияние на все страны, создавая одновременно себе клиентуру и сооружая все, что только связано с потреблением электрических лампочек и электрического оборудования (железнодорожные сигналы, телеграфные и телефонные аппараты, кабели и т.д.). Первоначально составлявший несколько миллионов собственный капитал Всеобщей Компании Электричества (А. Е. G.) превысил уже давно полтора миллиарда, а подчинила она своему влиянию около двух тысяч разных предприятий, в совокупности представляющих интересы на сумму около 20 миллиардов марок. Создатель концерна уже умер, нет и его сына (Вальтер Ратенау, бывший германский министр и выдающийся писатель, сторонник организованного хозяйства, был убит только за то, что он еврей), но предприятие оказалось прочно сколоченным, создатель его обнаружил крупный предпринимательский талант и оставил после себя памятник, превосходящий все, что может соорудить благодарное потомство.