Психология предпринимательства-стр.29

В-третьих, развитие культуры, смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных “кодексов поведения” происходит по принципу естественного отбора. Выживают те культурные традиции, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности, не прошедшие эволюционный фильтр отсеиваются. Однако, помимо естественного отбора и естественной конкуренции спонтанно возникающих образов жизни, истории известны попытки целенаправленного формирования «кодексов поведения» в рамках как сравнительно небольших общностей, так и целых стран. Причем на одном полюсе здесь стоит целенаправленная активность лиц и групп по институционализации сложившейся в жизни практики, на другом - сознательное конструирование новой ценностной среды, “выращивание” нового типа личности, по существу вторжение в “святая святых” естественно-исторического хода вещей, в центре находится сознательная деятельность по рефлексии, оценке и укреплению того или иного уже зародившегося и выжившего культурного феномена. Очевидно, подавление органического процесса извне или изнутри общности ведет вообще к разрушению культуры, нередко к ее гибели.

Таким образом, в экономической культуре кристаллизируются наиболее успешные и, поддерживаемые естественным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мысли, действий, взаимоотношений. В них сжатая энергия (сила) прошлого опыта, фактически ценнейший и незаменяемый ничем моральный и мотивационный ресурс экономического роста.

Как можно оценить сложнейшие конгломераты существующих в каждом обществе культурных традиций? В рассматриваемом контексте, очевидно, первостепенный интерес представляет характеристика культуры под углом зрения ее соотнесенности с факторами экономического успеха. Иначе говоря, речь должна идти о свойствах культуры, характеризующих ее “склонность к экономическому успеху”.