Психология предпринимательства-стр.289

Изучение психологии предпринимателя может дать понимание только тех основных свойств, которые являются общими этому своеобразному психологическому типу; но не может научить тому, как сделаться предпринимателем. Больше того, оно доказывает, что предпринимателей нельзя ни делать, ни заменять, что по пытки создать хозяйство по нлану, без предпринимателя, обречены на неудачу.

Тема эта злободневна. Во многих современных государствах предпринимательство подчинено различным ограничительным правилам, поставлено под контроль государства.

В Советской России вовсе исчез предприниматель, его заменяет чиновник, а частную инициативу заменяет план. В Соединенных Штатах Америки, этой твердыне современного капитализма, производятся опыты сочетания хозяйственной свободы с полупринудительным регулированием взаимоотношений труда и капитала. В Германии сохраняется частная собственность, но там предприниматель, который по-прежнему полностью несет риск, не может свободно распорядиться прибылью. Предприниматель в Германии может быть смещен по несоответствию и заменен другим лицом, в порядке назначения, он остается в этом случае собственником, но устраняется от непосредственного управления. В Италии предпринимательская деятельность сохраняет несколько большую свободу, но государство широко проводит в жизнь организацию народного хозяйства при посредстве особых органов, объединяющих предпринимателей и рабочих (гильдии). В Японии влияние государства осуществляется путем приобретения казной части акций (“смешанные” предприятия) и путем объединения деятельности однородных предприятий под контролем власти.

Мотивы предпринимательства

Возможно ли говорить о психологии предпринимателя как о совокупности каких-то постоянных отличительных свойств, общих всем предпринимателям? Есть ли что-либо общее, одинаково свойственное как мелким землевладельцам, решившим разводить кроликов, так и директорам трестов, как оптовым торговцам, так и создателям крупных промышленных предприятий?