Психология предпринимательства-стр.288

Нельзя, однако, упускать из внимания и социальную обстановку. Не все нации богаты предпринимателями, не у всех одинаков господствующий тип предпринимателя. История создала предпринимательство колониального типа, хищное по характеру, но есть предпринимательство солидное, планомерное и осторожное. Неодинаково по характеру предпринимательство торговое и промышленное. Социальные условия дают направление деятельности предприимчивого человека, содействуя отбору тех из них, которые полезнее для общества и данных условий2.

Человек с предпринимательскими склонностями борется за успех, творит, совершенствует, улучшает, рискует, комбинирует и, таким образом, либо очищает дорогу другим, склоняясь перед неудачами и своим отрицательным опытом предупреждая от ошибок других, либо, наоборот, торжествует, добиваясь успеха и превосходства и показывая другим пути удачи. Подражание, заражение и внушение распространяют, главным образом, тот опыт и те приемы, которые сопровождаются явным практическим успехом.

Естественно, что при таких условиях некоторые приемы предпринимательства оказываются более современными, чем другие, и поэтому каждый народ и каждая эпоха создает свой тип предпринимателя. В этом и выражается тот процесс особого рода “приспособления” и “отбора”, который вызывает изменение предпринимательской психологии применительно к условиям времени и хозяйственной обстановки.

Искусственным путем, на основании лишь теоретических выкладок не создать ни способного предпринимателя вообще, ни тот тип предпринимателя, который наиболее отвечает жизненным условиям. Жизнь не останавливается, условия меняются и то, что теория рекомендует сегодня, уже завтра может оказаться неподходящим. Это не значит, что теория не нужна, она облегчает понимание и приспособление, она обогащает и расширяет опыт. Но одной теории мало, нужно чутье, практическая сметка, находчивость, умение угадывать особенности и потребности момента. В предпринимательстве есть вечное искание, постоянная приспособляемость.