Психология предпринимательства-стр.283

Таким образом, достаточно часто (и даже в большинстве случаев) предпринимательскую функцию в экономике выполняют люди, чьи личные качества не укладываются в теоретическую модель, описанную выше. Не обесценивает ли это проведенный нами анализ? С нашей точки зрения, нет, поскольку “истинные” предприниматели - основатели быстрорастущих фирм, соответствующие нашей модели, играют более важную роль в приросте макроэкономических показателей производства и занятости, оказывают определяющее влияние на развитие и экономическое использование достижений НТП, структурную перестройку экономики. Одним словом, их роль в обеспечении экономического роста, динамичности и адаптируемости всей экономической системы безусловно оправдывает выделение истинных предпринимателей в качестве стартовой абстракции.

Но, конечно, нельзя не видеть и другую сторону медали. Именно распространение предпринимательства на обширные слои среднего класса дает ему массовую поддержку в обществе, создает благоприятную социальную среду для его развития.

Рассказ о личности предпринимателя не может быть полным, если мы обойдем важнейшую проблему о соотношении в ней врожденных и воспитуемых качеств. Здесь возможны две крайние позиции. Первая: предпринимательская одаренность закладывается в человеке с генами, она присуща меньшинству населения (называются даже некоторые цифры - 5-10%). Общество может дать этим людям проявить свои способности или подавить их, но в последнем случае ему уже не на кого будет опереться. Вторая: предпринимательские способности распространены достаточно широко, незаменимых нет и предпринимателей можно в массовом масштабе готовить на курсах. С нашей точки зрения, истина лежит где-то посередине. Черты характера, адекватные функции предпринимателя, в той или иной мере присутствуют во всех индивидах и при необходимости могут выйти на первый план (феномен “предпринимательства поневоле”, под давлением отрицательных стимулов). Но распределены они в обществе очень неравномерно, и тех людей, у которых они преобладают (положительные стимулы к предпринимательству) действительно немного. Что же касается обучения предпринимательству, оно до некоторой степени возможно, о чем говорит и тот факт, что предприниматели особенно часто вырастают в семьях предпринимателей (генетической одаренностью этого не объяснишь, поскольку, как известно на примере поэтов, музыкантов и т.д., талант но наследству все-таки не передается). Особую пользу обучение может принести людям, обладающим достаточной мотивацией и нужными чертами характера, но не имеющим специальных знаний: по психологии управления, технологии финансовых операций и т.д.