Психология предпринимательства-стр.282

Сформулировав выше некоторые определяющие черты предпринимателя вообще и уточнив их для преуспевающего предпринимателя, мы должны теперь сделать одну очень существенную оговорку.

Дело в том, что все сказанное до сих пор о чертах личности предпринимателя относилось лишь к одному типу предпринимателей, которые подобно гетевскому Фаусту, фигурально говоря, “ищут от добра добра”. Для чисто теоретических нужд этого может быть достаточно, но если мы перейдем на более конкретный уровень анализа, то увидим, что более половины новых предприятий возникает под действием отрицательных, а не положительных стимулов. Из этих негативных стимулов в развитых странах выделяются: потеря работы (безработица и количество возникающих новых компаний хорошо коррелируют), отсутствие перспектив дальнейшего продвижения, разочарование в работе, присвоение работодателем-начальником научных открытий будущего предпринимателя и т.д. Сильно способствуют занятию предпринимательством резкая “перемена участи” - возвращение с войны, после армии, из заключения, когда все общественные связи, поддерживающие человека в прошлом, разом исчезают. Понятно, поэтому, что среди предпринимателей непропорционально велико представительство иммигрантов (арабы во Франции, индийцы в Восточной Африке, кубинцы и вьетнамцы в США, палестинцы в Ливане), этнических и религиозных меньшинств (евреи; сикхи и персы в Индии, либо в Нигерии).

Часто мелкие семейные фермы затевают родители, у которых выросли и разъехались дети (“синдром пустого гнезда”). Интересно, что, согласно одному из опросов, у 59% предпринимателей желание основать собственное дело возникло раньше, чем соответствующая идея нового продукта или рынка, и только у 14% последовательность была обратной. Это, как нам кажется, свидетельствует о большей распространенности отрицательных стимулов к предпринимательству по сравнению с положительными.