Психология предпринимательства-стр.28

Относительно понимания культуры как феномена человеческой жизни для нас важно учесть как минимум три существенных обстоятельства.

Во-первых, культура, будучи продуктом жизнедеятельности людей, представляет собой своего рода предметный (овеществленный) и деятельный “генофонд” общества7, облагающий различными механизмами трансляции (наследования) опыта, задающий индивидам и институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но вместе с тем предполагающий и их способность к обучению, адаптации и, следовательно, возможность (необходимость) обновления объема и структуры “социальной памяти”. В культуре, таким образом, спрессован опыт множества формировавших ее поколений по осознанию себя и мира, приспособлению к окружающей среде и устроительству внутренней жизни, разрешению конфликтов и стремлению к идеалам. Это то, что Ф. Хайек обозначал явными и неявными “правилами” поведения, спонтанно возникающими в ходе эволюции общности и группирующимися в определенные культурные традиции (“кодексы поведения”), закрепляемые различными социальными институтами.

Во-вторых, существование культуры, как и всякого идеального явления, проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, которая воплощает те или иные воспринятые, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные образцы культуры в этом смысле человеческую (в том числе экономическую) деятельность правомерно рассматривать как функцию той или иной комбинации культурных традиций (воплощение “кодекса поведения”). Причем формы и ценности собственно экономической культуры формируются как непосредственно в самом хозяйстве, так и вне его. Более того, непременная основа всех деятельностей, из пересечения которых выстраиваются ряды исторических событий, - энергия, питающая и озарения мысли, и силу стремлений, прочность союзов и решительность действий. Энергия живого вещества (по В.И. Вернадскому) - живущих существ - есть предпосылка и двигатель экономических подъемов, равновесия рынков, конкуренции и структурных перестроек. Чем выше энергетический потенциал общностей (который, видимо, зависит не только от социоэкономических, но и от биосферных, космических факторов), чем свободнее он может выразиться, чем сильнее он направлен на созидательные цели, тем, очевидно, выше вероятность жизненного успеха этих общностей, тем плодотворнее их культура.