Психология предпринимательства-стр.277

Сказанное, разумеется, не означает, что большинство пред-принимателей-лидеров придерживаются неавторитарного стиля руководства: просто у таких больше шансов на успех. Помимо специфической мотивации, важнейшую роль в осуществлении предпринимательской функции играют и специфические черты интеллекта, и степень информированности, которым обладает ее носитель.

Как отмечают многие теоретики, главное в личности предпринимателя - это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто, согласно Шумпетеру, обладает ограниченным, избирательным интеллектом (эрудиция и глубина познаний могут быть помехой) в сочетании с развитой интуицией (чутьем), восполняющей недостаток информации. “Основательная подготовка и знание дела, глубина ума и способность к логическому анализу в известных обстоятельствах могут стать источником неудач”. Пользуясь терминологией К. Юнга, можно сказать, что к предпринимательству более приспособлен так называемый “интуитивный” тип личности, не склонный к логическим рассуждениям.

Особая чуткость (alertness) позволяет предпринимателю первым заметить сложившуюся благоприятную рыночную ситуацию (это свойство особо подчеркивает в своих произведениях представитель австрийской школы, видный теоретик предпринимательства И. Кирцнер). Но если речь идет о создании принципиально новой комбинации, то здесь на первый план выходит развитое воображение предпринимателя. Оно не только позволяет ему бросить “свежий взгляд” на вещи, не стесненный устоявшимися представлениями (не случайно, наиболее революционные нововведения часто возникают в качестве побочного продукта в фирмах, специализирующихся на других видах деятельности), но и снижает ту субъективную степень риска и неопределенности, которая живет в сознании предпринимателя и влияет на его действия (см. ниже). (Эту тему наиболее глубоко разработал английский экономист Дж. Шэкл.)