Психология предпринимательства-стр.275

Итак, о целях предпринимателей. Шумпетер выделяет три основные мотива. Первый - потребность в господстве, власти, влиянии. Эта цель материализуется в накоплении имущества (что не тождественно максимизации прибыли). Второй - воля к по беде, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой. Здесь особое значение имеет “потребность в достижениях”, впервые описанная американским психологом Д. Макклелландом. Потребность в достижениях, по его определению, - это желание хорошо себя проявить в конкурентной ситуации, где результаты индивидуальных усилий могут быть объективно измерены; это свойство человека, заставляющее его придавать главное значение формальному успеху, победе, а не содержательному их наполнению. Человек, максимизирующий удовлетворение своих потребностей, ориентируется на конечный результат, человек, испытывающий потребность в достижениях, - на промежуточный. Его лозунги: борьба ради борьбы, победа ради победы. Отсюда и принципиальная безграничность его стремлений. В этом отношении предприниматель похож на капиталиста из IV главы первого тома “Капитала”. Но есть и важное различие: успех совсем не обязательно (хотя и при прочих равных условиях желательно) должен выражаться в звон монет.

Третий важный мотив предпринимательской деятельности, описанный Шумпетером, - это радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Всех этих целей невозможно достичь, не имея соответствующего дохода. Однако для идеального типа предпринимателя в отличие от идеального типа “капиталиста” достижение больших прибылей является скорее 1) необходимым ограничением и 2) критерием, успеха, чем целевой функцией. Предприниматель идентифицирует себя с “делом”, а не с капиталом. Кроме того, на практике максимизация прибыли для предпринимателя сильно затруднена. На стадии создания нового рынка предприниматель должен быть готов не к максимальным, а к минимальным прибылям и даже временным (несколько лет) убыткам. На стадии “удержания монополии” стремиться к максимальным прибылям тоже неразумно, - это отпугнет клиентов и привлечет конкурентов. Максимизация прибыли как сознательная стратегия возможна в стабильной и предсказуемой обстановке, а это явно не та атмосфера, в которой действуют предприниматели.