Психология предпринимательства-стр.273

В западной экономической литературе существует множество самых различных описаний личностных аспектов предпринимательства. Уже Ж.-Б. Сэй отмечал, что предпринимателю необходимы здравый ум, постоянство, знание людей, умение верно оценить важность продукта, обладание талантом управления и т.д. Практически все экономисты, серьезно разрабатывающие теорию предпринимательской функции, включали в нее описание необходимых свойств интеллекта и характера предпринимателя как личности”. К тому же существует (особенно изобильный в последнее время) поток литературы, носящей не описательный, а нормативный характер (“Как стать преуспевающим предпринимателем”). В этих пособиях, написанных, как правило, без особых претензий на теоретическую глубину, обобщается опыт удачливых предпринимателей или анализируются ошибки неудачников. Такая литература, безусловно, помогает конкретизировать облик предпринимателя, обрисованный создателями функциональных теорий. Однако, пользуясь ей, не следует забывать, что черты предпринимателя, о которых идет речь в этих книгах, скорее описывают некий идеал, чем реальную предпринимательскую деятельность.

Наконец, третий важный источник информации о личности предпринимателя дают нам социологические и психологические исследования. Большая сложность в определении субъективных аспектов предпринимательской деятельности связана с тем, что предприниматели, как уже подчеркивалось выше, чрезвычайно неоднородны. Прежде всего сильно отличается от прочих по социологическим признакам группа предпринимателей, действующая в отраслях “высокой технологии”. Далее, очень велика разница между подавляющим большинством собственников мелких семейных предприятий (магазинов, мастерских, ресторанов и пр.) и так называемыми ловцами возможностей (opportunistic enterpreneurs). Строго говоря, первая из этих групп (за исключением стадии зарождения) не выполняет предпринимательской функции и занимается рутинной хозяйственной деятельностью. Их характеристики могут иметь отношение к предпринимателям, если только понимать их в “обывательском” смысле - как собственников своего дела.