Психология предпринимательства-стр.27

Формирование инновационно предпринимательской культуры

Ценностно-мотивационные, культурные компоненты экономической жизни, всегда присущие ей и издавна ставшие предметом разносторонних исследований, непосредственно для управления производством на всех его уровнях достаточно продолжительное время оценивались как Третьестепенный, не лимитирующий экономический рост ресурсом. Воспроизводство ценностной среды происходило большей частью стихийно, либо при воздействии полити-ко-идеологических, духовно-правовых институтов. Объектом воздействия при этом становились, как правило, относительно отвлеченные от запросов хозяйства аспекты культуры - идеология, гуманитарные науки и искусство. Ближе к хозяйственным потребностям было регулирование сферы образования. Но в целом в экономике культура действовала по существу как даровой ресурс.

В 60-70-е годы, а особенно в 80-е воздействие на культурные составляющие хозяйственной деятельности становится непрерывным, из единичного - массовым, приобретает черты хорошо скоординированной и приоритетной стратегии. Между бизнесом и государством складывается своеобразное разделение труда по формированию хозяйственной культуры. Но прежде чем рассмотреть формы и методы корпоративного и государственного управления хозяйственной культуры, необходимо определиться в понимании сущности ее и тенденций эволюции.

1. Логика эволюции, типы и механизмы влияния экономической культуры

“Культура” - термин с колоссальной емкостью смысла и содержания. Применительно к нашей проблематике культура понимается как направленность энергии и характер (качество) развития способностей индивидов и их общностей. Узловой же вопрос здесь - судьба культуры предпринимательства: ее истоки и факторы развития, основные исторические типы. Но прежде чем разбирать эти моменты, следует, очевидно, утолить некоторые более общие представления о культуре вообще и ее экономической составляющей в частности.