Психология предпринимательства-стр.26

6. Целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи).

7.    Стремление быть информированным (лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; использует в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности).

8.    Систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми показателями и использует их при принятии решений; разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работы).

9.    Способность убеждать и устанавливать связи (использует осторожные стратегии для влияния и убеждения людей, а также деловые и личные контакты как средство достижения своих целей).

10.    Независимость и самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Все эти качества фиксируются практически во всех характеристиках предпринимателей, но данный набор, пожалуй, является наиболее представительным и надежным. По сути, это “идеальный тии предпринимателя”, максимально приближенный к реальности.

Из приведенных качеств видно, что одни из них - результат обучения и опыта, другие представляют собой врожденные свойства и остальные - продукт развития природной предрасположенности. Но так или иначе все они рисуют личность, которая отличается “непреоборимым внутренним стремлением” к преобразующей деятельности, и это стремление по сути - генеральное свойство подобных личностей. Л.Н. Гумилев называет такой тип личностей “пассионариями”6. Причем модусы пассионарности могут быть различны, но все они связаны с повышенной энергией личности для деяний. Не все пассионарии - предприниматели, но совпадение важнее тех свойств “идеального предпринимателя” с чертами пассионария бесспорно. Данное отождествление имеет, как представляется, большой эвристический заряд, направленный на изучение феномена предпринимательства в широком контексте эволюции ноосферы, в частности в экономическом развитии.