Психология предпринимательства-стр.244

Разнообразные варианты прометеевской модели приняты мыслителями, учеными, политиками. Модель эта была близка многим революционерам, которые стоят на той позиции, что благодаря активности, творчеству человек построит общество, удовлетворяющее его потребности и расширяющее границы свободы. Все карты человечества находятся, таким образом, в руках коллективного Прометея. Близкую позицию в этом вопросе занимают многие бихевиористы, социологи и педагоги. Скиннер считает, что методы технологии поведения, основанные на положительном подкреплении, позволяют произвольно модифицировать реакции индивида и создавать новое общество типа Уолдена-2. Основатель социобиологии Уилсон верит в олимпийское могущество этой сферы знания, достижения которой способствуют реализации наиболее смелых целей генной инженерии. Брунер, в свою очередь, доказывает, что благодаря соответствующим дидактическим методам каждого можно научить высшей математике, приобщить к усвоению новых технических идей, а очевидные ограничения и барьеры - это всего лишь заблуждения мысли, переставшей верить в собственные силы.

Прометеевская модель не подтверждается эмпирическими данными. За отдельными исключениями человек не достигает полностью своих целей; расхождение между намерением и результатом часто становится воистину критическим. Частичная или глобальная невыполнимость является действительной частью человеческой судьбы. Утверждение это распространяется главным образом на трансгрессивные действия. Социальные револю ции, подготовленные человеком, образовательные реформы, воплощенные в жизнь, научные исследования, которые были выполнены, давали чаще всего результаты, существенно отличающиеся от ожиданий. Как правило, следствия оказывались менее ценными и конструктивными, нежели предполагалось. А порой они совершенно расходились с планами: школьные системы, предназначенные для воспитания конформистов, часто формировали (вопреки воле их творцов) протестантов и революционеров. Таким образом, человек не является совершенным деятелем: попытка одеть его в фаустовское платье служит частным групповым целям или же является защитным механизмом в борьбе с отчаянием.