Психология предпринимательства-стр.239

В наше время развивается такое соперничество в области науки и искусства. Это действия, направленные “на символы”. В деятельности, складывающейся из подобных действий, кроме познавательной и эстетической мотивации, значительную роль играют губристические стремления, причем как в “форме Гомб-ровича”, так и в “форме Флобера”.

Очень частым явлением становится игра на первенство между учеными, т.е. соперничество типа “кто сильнее всех в изучении природы”. Примером такого соперничества может послужить соревнование между Полингом, с одной стороны, Уотсоном и Криком - с другой, имевшее место в процессе работы над исследованием структуры ДНК. Открытие двойной спирали последними было поводом для гордости и удовлетворения; оно под твердило их убежденность в собственном превосходстве. Подобное соперничество переносится сейчас на целые коллективы исследователей, даже на все сообщество ученых. Дух “стремления к первенству и превосходству” силен в научных городках, таких как японский Цукуба. В них выполняется много проектов, вообще не мотивированных хозяйственными потребностями. Один из журналистов, посетивших Цукубу, написал, что исследователь, показавший ему некое оборудование для получения энергии, не известное до сих пор в мире, был, пожалуй, так же горд, как Микеланджело, закончивший свою “Пиету”.

Я допускаю, что в области науки и искусства особенно сильны вместе с тем стремления к совершенству, к достижению все более высокого уровня. Не без основания писал Уайльд: “Через искусство, и только через искусство можно достичь совершенства. Это совершенство греческой вазы и “Тайной вечери” Леонардо да Винчи; это совершенство прозы Флобера и поэзии Гете”. Достижение все более высокого уровня подкрепляет самооценку писателя или ученого. Однако требования преувеличенного совершенства могут приводить к постоянным неудачам или добровольному молчанию. Если человек собирается достичь слишком многого, он, как правило, не достигает ничего.