Психология предпринимательства-стр.233

Вторая форма губристической мотивации, именуемая флоберовским стремлением к совершенству, имеет иную структуру. Человек подкрепляет или усиливает собственную самооценку благодаря постоянному совершенствованию своих достижений, повышению уровня совершенства, стремлению к мастерству. В этом процессе не столь важна шкала общественных сравнений, не имеют существенного значения социальные сообщения. Что имеет реальное значение, так это стандарты, совершенства, создаваемые индивидом и влияющие на самооценку. Данную форму можно выразить следующей схемой: действие —стандарт совершенства - hubris.

Если индивид вчера построил эффективное техническое устройство, то завтра он захочет сконструировать устройство с более высокой эффективностью, с более высокими параметрами. Такая лестница совершенства не имеет конца. В этом случае об успехе или неудаче свидетельствует не мнение других, а собственные запросы и стандарты. Порой они бывают столь высоки, столь “прометеистичны”, что их достижение оказывается нереальным.

Стремления к совершенству оказываются особенно сильными в некоторых культурах и в некоторых видах деятельности. Художники и ученые, мистики и мыслители старались подкрепить свою самооценку, взобраться на вершины совершенства. Таким верхом совершенства для последующих поколений являются греческие вазы или произведения Флобера. Стремление к совершенству может зарождаться и в других сферах деятельности: в технике, просвещении, в организации. Буквально везде.

Насколько стремления к превосходству напоминают игру с многими участниками, настолько флоберовские стремления к совершенству являются игрой с одним участником. Субъект флоберовского стремления представляет собой одновременно исполнителя, знатока и судью своих достижений. Благодаря этому он становится в значительной степени независимым от окружения, от капризов общественного мнения и от требований интеллектуальной и государственной элиты. Губристическая мотивация, проявляющаяся в форме стремлений к превосходству и совершенству, в форме, описанной как Гомбровичем, так и Флобером, имеет много черт, достойных особого выделения. Это прежде всего нарастающая мотивация, которая, как правило, никогда не может быть насыщена. Если голодный человек после употребления пищи испытывает удовлетворение и прекращает процесс питания, то никакое подкрепление самооценки не оказывается достаточным. Губристические стремления никогда не могут быть полностью удовлетворены. Они находятся в сфере ненасытности, описанной Виткевичем. С этой точки зрения губристическая мотивация напоминает “жажду власти”.