Психология предпринимательства-стр.232

Она проявляется в разных формах, две из которых играют особую роль.

Первой является предложенное Гамбровичем измерение “превосходство - неполноценность”, имеющее в жизни человека существенное значение. Желая удовлетворить стремление к повышению самооценки (собственной важности), индивид старается возвыситься над другими, стремится “быть лучше других” или, по крайней мере, “сравняться с другими”. Он конструирует шкалу общественных сравнений и помещает на ней себя и других лиц. Чем лучше его положение в сопоставлении с другими, тем полнее удовлетворяются губристические стремления. Если, однако, он находится в самой нижней точке межличностной шкалы, то испытывает чувство неполноценности и теряет смысл жизни. Сравнения “я - другое лицо”, “я - группа” принадлежат к числу самых распространенных жизненных явлений. Их зародыши можно обнаружить уже в животном мире.

Люди подкрепляют свою самооценку и утверждают собственное место среди других благодаря межличностному соперничеству. Осуществляемые ими действия, особенно действия честолюбивые, переходящие границы прежних достижений, служат губристической мотивации. Очень сильна была эта мотивация у строителей вавилонской башни. Соотношение между этой мотивацией и индивидуальными достижениями оказывается, однако, вовсе не простым. Подтвердит человек после выполнения действия свою самооценку или же изменит местоположение на шкале общественных сравнений, зависит от общественного резонанса. Эффективно представить эти закономерности в схеме действие - социальное сообщение - hubris.

Действия, осуществляемые людьми, оцениваются окружением: индивид получает поощрения или наказания, приобретает признание или становится предметом критики. Эти реакции среды, кроме их утилитарной ценности, являются разновидностью социального сообщения, несущего информацию об оценке достижений индивидов. Это сообщение играет существенную роль в удовлетворении губристических стремлений. Человек, достигший успеха, принесшего ему славу, как правило, укрепляет соб ственную самооценку. В то же самое время неудача, вызывающая отрицательную реакцию окружения, часто ее ослабляет; индивид убеждается в своем ничтожестве. Таким образом, место на шкале общественных сравнений или ощущение превосходства и неполноценности существенным образом зависят от реакции окружения и от способа ее учета субъектом. Эта форма губ-ристической мотивации, предложенная Гомбровичем, называемая чаще всего стремлением к превосходству или достижению превосходства, глубоко укоренена в общественной среде и в межличностных отношениях.