Психология предпринимательства-стр.23

Предприниматель

Образу предпринимателя посвящено множество научных и литературных произведений. О силе и неординарности характера предпринимателя ярко свидетельствуют портреты Дж. Лондона и О. Бальзака, Л. Чехова и И. Шмелева, А. Хейли и Т. Манна... Полны уважения к первым предпринимателям индустриальной эпохи слова Ф. Энгельса о том, что они “были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными”. Обобщенный образ предпринимателя рисует и Й. Шумпетер, отличающий его, во-первых, особым взглядом на вещи, причем главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете... во-вторых, способностью идти вперед в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенностей и возможного сопротивления... в-третьих, его воздействием на других людей, которое мы определяем понятиями “иметь вес, обладать авторитетом”, “уметь заставлять повиноваться”.

Художественные образы и наблюдения, однако, не дают удовлетворительного и цельного восприятия предпринимателя как определенного социально-психологического типа.

Частично свет на этот вопрос, казалось бы, должны проливать психологические исследования. Так, Д. Маклелланд в 1961 г. пришел к выводу, что ключевой психологической характеристикой предпринимателя является “потребность в достижениях”. Ее характеризуют принятие личной ответственности за решения, постановка целей и выполнение их собственными усилиями, желание обратных связей.

Не говоря о методологической уязвимости позиции Д. Мак-лелланда, его вывод не подтвердился и эмпирически. В частности, не обнаружилось достаточно надежной связи между потребностью в достижениях и решением начать свой новый бизнес. На весьма обширном массиве данных о технологических предпринимателях Э. Робертсом найдена лишь “умеренная” потребность в достижениях.