Психология предпринимательства-стр.227

Исследовательская позиция облегчает обнаружение проблем и их разрешение. Следует подчеркнуть, что проблемы обнаруживаются в любой области жизни: в технике, в политике, в искусстве, в управлении и бог знает где еще. В наше время возникающие дилеммы становятся все более глобальными и универсальными. Нередко они касаются всего человечества.

2. В системе воспитания и самовоспитания важное место занимает процесс приобретения знаний о мире и о самом себе, которые являются разновидностью горючего, необходимого в ходе разрешения проблем и дилемм. Они не только стимулируют мышление, но и направляют его.

В концепции инновационного человека специфичен метод усвоения знаний. Во-первых, значительную часть сведений индивид приобретает естественным образом, т.е. с приобретением личного опыта, в непосредственном контакте с познаваемой действительностью, в процессе рефлексии. Решая технические или исторические задачи, ученик формулирует гипотезы и верифицирует их, порождает эвристические правила и исследовательские процедуры. Результаты его труда обогащают имевшееся до сих пор личное знание. Особое значение в этом процессе имеют дивергентные проблемы, допускающие множество “хороших” решений, пробуждающих творческое мышление, развивающих сообразительность и фантазию. Одновременно в дидактической системе уменьшается роль вербального усвоения.

Во-вторых, в процессе обучения увеличивается значение информации типа “я Знаю, как” по сравнению с информацией типа “я знаю, что”. Большее внимание уделяется предметам, вырабатывающим умения и навыки, познанию общих эвристик мышления, таких, скажем, как саймоновский “анализ средств-целей”. В-третьих, в школе развивается не только левое полушарие мозга, но и его правое полушарие. Воображение, фантазия, интуиция и метафора, играющие важную роль на начальных фазах решения задач, находят свое достойное место в школе. Используя терминологию Брунера, можно сказать, что должным образом начинают оцениваться информация и методы, исходящие “от левой руки”.