Психология предпринимательства-стр.226

1. Главной целью процесса обучения является формирование у человека исследовательской позиции, т.е. определенной устойчивой тенденции к поиску проблем в мире и их самостоятель

8*

ному разрешению. Инновационный человек рассматривает окружающую среду не как устойчивую и гармоничную структуру, к которой можно приспособиться, а как набор вопросов, на которые необходимо ответить, как зону познавательной и практической неопределенности, которую следует редуцировать, как последовательность многообразных трудностей, подлежащих преодолению. Для такого человека жизнь становится - в соответствии с формулировкой Поппера - последовательностью проблем и дилемм. Говоря же языком, который мне более близок, трансгрессивная ориентация доминирует у подобного человека над “охранительной” ориентацией.

Исследовательская позиция влияет на биографию индивида. В связи с нею и через нее принимается решение о наблюдении и о преобразовании мира, когда подводит какая-либо техническая или организационная система, когда она не дотягивает до высоких стандартов функционирования. Рождается страсть к исследованию: инновационный человек ставит перед собой вопросы о том, почему эта система недостаточно эффективна, что сделать для ее совершенствования. Одним словом, индивид осуществляет свой поиск в окружении проблем, тогда как просвещенные люди стараются лишь усвоить готовые знания.

Как-то у одного из моих коллег возникли неполадки с электричеством, и необходимо было определить причину неисправности, чтобы затем устранить ее. Коллега, обладавший энциклопедическими знаниями как в области технических, так и в области гуманитарных наук, не смог решить возникшей задачи. В один момент он беспомощно сказал: “Вероятно, надо применить каноны Милля”, однако не был способен осуществить ни малейшего шага в этом направлении. Такое поведение кажется мне характерным для просвещенного человека: он наблюдает мир, как астроном наблюдает звезды.