Психология предпринимательства-стр.223

Мои замечания не были бы полными, если бы я не сказал о межличностных различиях. В любом обществе можно встретить людей, являющихся индивидуальностями, обладающих высоким чувством собственного достоинства и отличающихся большой смелостью. Они не подчиняются внешнему давлению и не поддаются манипулятивным мероприятиям, в отличие от тех, которые имели место в эксперименте Милгрема. Количественно составляя меньшинство, они играют значимую роль в общественной жизни. Независимость необходима в творческой деятельности, она положительно влияет на отношения между людь ми и на эффективность функционирования тех или иных общественных институтов. Автономность мышления этих людей, их склонность к инновациям и сопротивление косным структурам часто становятся источником одиночества и страдания. Граница между публичной независимостью и личным несчастьем достаточно зыбка.

Так что же такое человек? Зависимый автоном или независимый автомат? Гармоничная личность или хитроумно устроенный механизм? Эти вопросы еще долго будут беспокоить умы ученых.

Перестройка человека

Один из моих коллег, молодой человек, очарованный идеей создания новой цивилизации, сказал мне однажды за кружкой пива: “Даже самые возвышенные идеи разбиваются о природу человека, как ракушки о бетонный волнолом”. В этом своем убеждении мой знакомый не одинок. Многие философы, мыслители, ученые и политики, реформаторы и революционеры ощутили на собственном опыте все несовершенство индивида, его ограниченную рациональность, эгоизм, эмоциональную незрелость. Лоренц сказал, что современный человек представляет собой промежуточное звено между обезьяной и настоящим человеком. Многие считали, что слабость и дефектность природы человека являются коренным препятствием на пути достижения счастья и благоденствия. Иногда выдвигался лозунг, что “спасти человека в его неизменности - значит улучшить его”. Такие воззрения провозглашали как благородные, так и преступные люди, например, влекомые жаждой власти садисты.