Психология предпринимательства-стр.221

Роджерс высказывается совсем по-иному. Этот великий старец опровергает тезис о “зависимом” человеке. Он пытается доказать, что автономия является неотъемлемой чертой человеческой природы и эта черта оказывается первоочередным условием самореализации. Споры такого рода, точки зрения в которых экстремальны, трудно разрешить окончательно. В конце концов (и это естественно в науке) ничего нельзя разрешить окончательно.

Говоря о человеческой природе, нельзя не коснуться вопроса о независимости и покорности человека, о его внутренней и внешней управляемости, об автономии и конформизме. Эта проблема становится тем более важной в наше время, что развиваются институциональные средства обработки и тренинга, принуждения и манипулирования. Пробуждаются технократические и автократические силы, стремящиеся к превращению современной цивилизации в гигантский муравейник, силы, идеалом которых становится нивелировка индивидуальности в соответствии с утопией Дешана.

Я хотел бы внести и свою лепту в спор Скиннера и Роджерса, взгляды которых не разделяю. Чтобы, однако, выйти за рамки трюизмов, выделю сначала два рода независимости человека: внешнюю (публичную) независимость и внутреннюю (частную) независимость. Следует признать, что предлагаемое разделение не назовешь четким, но, как мне кажется, для выражения собственного мнения его будет вполне достаточно.

Думаю, что с помощью нынешних средств убеждений, внушения, стимулирования и давления достаточно легко можно изменять внешние реакции людей, просто добиваться послушания и подчинения, не сложно сделать людей послушными и подчиняющимися. В конце концов их можно подкупить. Говоря более технически, показатель внешней независимости большинства людей ничтожно мал. Это подтверждается множеством эмпирических исследований и наблюдений над обществом. Здесь я хотел бы вспомнить известный эксперимент Милгрема. Этот ученый показал, что с помощью авторитета можно принудить к слепому послушанию. В ходе эксперимента 65% испытуемых, воспитанных в христианской традиции, доставляли страдания невинной жертве, используя сильные удары электрическим током, напряжение которого составляло 450 В. Интересно, что такое послушание “окупалось” тяжелыми переживаниями виновников страданий. Испытуемые были напряжены, кусали губы, заикались и даже испытывали приступы судорог. Но все-таки выполняли свою преступную работу с тщательностью, достойной одержимых.