Психология предпринимательства-стр.220

Подобно многим ученым умеренных взглядов я с пониманием оцениваю эгоистическую мотивацию, думая, что хуже тотального эгоизма был бы тотальный альтруизм. И это не пустая шутка. Эгоизм - во всяком случае эгоизм умеренный - играет фундаментальную роль и в жизни индивида, и в жизни общества. Благодаря ему личность может не только самосохраниться, но и внести свой неповторимый вклад в общественное целое. Эгоис тическая мотивация делает возможным использование интеллектуального и творческого потенциала, влияние на реализацию трансгрессивных действий, развитие служащих всему человечеству искусство и науку. В то же время тотальный альтруизм редуцировал бы индивидуальность и идентичность личности. Он снизил бы “разнообразие” личностей и поведения, столь необходимое в современном обществе. Я не согласен с Нортоном, что с эгоизмом необходимо примириться, потому что другой альтернативы попросту не существует. Скорее эгоизм необходимо принять, потому что во многих случаях он оказывается полезен всем.

Ненасытная эгоистическая мотивация может быть направлена и против общего добра, т.е. становиться источником страдания и дискомфорта. Большинство людей осудило бы любого современного Герострата, который, стремясь к славе и превосходству над другими, уничтожил бы Линкольн-Центр и издевался бы над прохожими на 42-й улице. Эгоизм бывает полезен тогда, когда он сочетается с уважением к другим лицам и общественным группам, когда он не противоречит достоинству другого человека! Это разновидность смягченного и просвещенного эгоизма. Трудность, однако, заключается в том, что мы не умеем очерчивать границы такого эгоизма.

Зависимость независимых

Одним из немногочисленных привлекательных моментов современной психологии являются дискуссии между двумя непримиримыми противниками - Скиннером и Роджерсом. Их взгляды на человека настолько противоположны, что иногда создается впечатление, будто речь идет о жителях различных планет. Эти различия обнаруживаются, в частности, в ответе на вопрос о том, насколько велика степень независимости человека, сколь широк диапазон, в котором человек руководствуется собственным мнением и оказывает сопротивление давлению группы и общества. Для Скиннера понятие автономного человека не имеет никакого эмпирического смысла; оно является продуктом обыденной безграмотности. Ибо люди сформированы структурой среды, детерминирующей их реакции, и только ею.