Психология предпринимательства-стр.22

В оборот вошли уже понятия “интрапренерство”, т.е. предпринимательство внутри крупных фирм (по Г. Пиншо) и “предпринимательское управление” (по Г. Стивенсону). Тем самым принимается, что предпринимательское поведение, нацеленное на организационные преобразования и опирающееся на право самостоятельного принятия решений, возможно на всех уровнях сложных иерархических систем5. Разумеется, предприимчивость основателя нового дела отличается от действий менеджера зрелой фирмы, решившегося на предпринимательский поступок. Иные задачи, приоритет и, проблемы, возможности в том и в другом случае, однако, суть предпринимательского поведения -организационное новаторство на основе свободы использования новых возможностей для бизнеса - остается неизменной.

Выделение двух “несущих” свойств предпринимательства позволяет проводить также различные его классификации. Так по степени новизны товаров и услуг, ради которых возникает предпринимательская активность, выделяется предпринимательство инновационное и рутинное. Если связывать предпринимательство со сложившимся правовым порядком, то обнаруживаются его легальные и “теневые”, преступные составляющие. Вводя критерий сферы организационных новаций, получим научное, индустриальное, финансовое, аграрное и т.п. ответвления. По параметру юридического статуса принятия решений можно различать предпринимателя - владельца своего бизнеса и наемного управляющего. Короче говоря, в зависимости от целей изучения возможны самые разнообразные варианты типологий предпринимательства.

Деятельностный, поведенческий подход к предпринимательству позволяет ставить различные задачи анализа и избирать желаемый его ракурс: цели, содержание, результаты, механизмы процесса. Но ключевой переменной является все-таки сам носитель предпринимательской функции.