Психология предпринимательства-стр.218

В последние годы ученые много места посвящают мотивации господства (называемой также потребностью власти); подробнее мы займемся ею в последующих эссе. Такого рода стремле ния зачастую имеют эгоцентрическую и эгоистическую структуру, хотя бывают также направлены и на просоциальные цели, на умножение всеобщего блага. Трудно возразить Хезлитту, говорившему, что “любовь к власти есть любовь к себе”. Господство, понимаемое как контроль над другими с помощью институциональных средств, представляет собой разновидность желания, и это желание, по существу, никогда не бывает удовлетворено. Человек с сильной мотивацией стремится к расширению власти, к ее концентрации, к достижению идеала типа “один пастух в одной овчарне”. В крайних случаях наступает то, что Малдер называет “зависимостью от власти”, когда политики и директора, менеджеры и управляющие различных уровней думают не столько о реализации более широких общественных целей, сколько об удержании, сохранении своего влияния. Власть, важнейшей целью которой является самоограничение, не продуцирует ничего достойного внимания. Эгоцентрическая мотивация бывает причиной дискомфорта и страдания как отдельных индивидов, так и целых обществ. Подобным образом можно описать и другие человеческие желания.

Опыт, приобретенный мною, не только разрушает прекрасные мифы, но и смягчает крайности утверждений о человеке. Он указывает, что все упрощенные мнения о человеке не имеют серьезной описательной ценности. Взгляд, согласно которому люди в любых условиях руководствуются принципом “границы моих интересов - это границы моего мира”, не подтверждается эмпирическими фактами. Даже индивиды, “я” которых откровенно склонно к господству, иногда испытывают “слабости”. С уверенностью могу сказать, что часть человеческих действий имеет альтруистический и просоциальный характер, а стимулирующей их силой становится благоденствие других. Как следует из работ Мак-Клелланда, даже мотивация господства иногда бывает социоцентрической и лишенной откровенных индивидуалистических дефектов.