Психология предпринимательства-стр.208

Криминал и аморализм часто ставят в вину предпринимателям. По мнению опрошенных (см. табл. 2), знакомые им бизнесмены нередко “подставляют” своих коллег, эксплуатируют чужой труд, лгут. Показательно, что у нецивилизованных бизнесменов и знакомые чаще всего такие же. Степень моральности прямо связана с мерой цивилизованности. Сравнение ответов по двум полярным типам респондентов отчетливо демонстрирует такую взаимосвязь. Среди цивилизованных, например, втрое больше тех, кто чувствует ответственность за судьбу своих работников, готов помогать им в решении жизненных проблем, в 2,5 раза больше тех, кто ориентирован на развитие национального бизнеса, но меньше тех, у кого в семье конфликты и ссоры. Интересно отметить, что пятая часть нецивилизованных предпринимателей предпочла бы вообще не работать, представься им такая возможность. Среди цивилизованных бизнесменов таких нет.

Разумеется, далеко не все предприниматели аморальны. По нашим данным, четверть бизнесменов достаточно цивилизованна, столько же - не определились. Тем не менее, среди российских предпринимателей преобладают аморально-криминальные способы взаимодействия со средой. Можно предположить, что бизнес идет успешнее у тех, кому не надо переделывать себя, кто не склонен к самокопанию, рефлексии, у кого высоки амбиции, кто ощущает себя хозяином своей судьбы и при этом не догматизирует моральные нормы и законы.

Во всяком случае, нецивилизованность бизнеса, как показало исследование, является фактором успеха. Так, 42% респондентов - представителей такого бизнеса, указали, что их ежемесячный доход составляет более 5 тыс. долларов, в то время как среди цивилизованных предпринимателей таких около 22% (у остальных доход ниже). Соответственно и уровень жизни, оцененный по наличию в семье предметов длительного пользования, у нецивилизованных выше, причем по всему списку предложенных предметов, кроме, и это следует особо подчеркнуть, компьютера и библиотеки. Самооценка материального положения у них также значительно выше.