Психология предпринимательства-стр.207

Цивилизованный тип предпринимателя составляют те, кто, во-первых, предпочитает заниматься не любым, а определенным видом бизнеса, требующим глубоких специальных знаний и подготовки, предполагающим наличие детально разработанной программы действий - всего того, что мы условно назвали “профессионализмом”; во-вторых, соблюдают законы даже несмотря на их несовершенство; в-третьих, разборчивы в средствах достижения цели, следуют нормам морали, учитывают политические, экологические и иные последствия своей деятельности. Предприниматели, не отвечающие этим условиям, считаются соответственно нецивилизованными или не вполне цивилизованными.

Что же показало исследование? Не соответствуют в полной мере критерию цивилизованности 46% опрошенных. Они или “всеядны”, т.е. берутся за любое дело, не требующее от них каких-либо специальных знаний, подготовки и, таким образом, не приносящее быстрый доход; игнорируют закон или не брезгу ют любыми, в том числе законными, но социально не одобряемыми средствами достижения цели. Подобный способ адаптации можно назвать примитивно-криминально-аморальным.

В действительности доля нецивилизованных предпринимателей еще выше, если учесть склонность респондентов “облагораживать” ответы. Так, на вопрос о соблюдении законов и постановлений негативный ответ последовал от 41% опрошенных. Когда же речь зашла не о них лично, а о знакомых бизнесменах (тем самым снималось действие защитных психологических механизмов), процент незаконопослушных существенно возрос. Оказывается, большинство знакомых могут подкупать должностные лица, скрывать доходы и т.д. (табл. 2). По данным Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, 22,5% российских частных предпринимателей ранее привлекались к уголовной ответственности, а каждый четвертый имел друзей, связанных с уголовным миром. В этом и проявляется активность, к сожалению, антисоциального свойства, адаптации к условиям среды. Стратегия такой активности состоит в том, чтобы противодействовать всему, что сокращает прибыль (прежде всего закону), и поддерживать то, что прибыль увеличивает (криминальные структуры). Вот почему давление преступных элементов не воспринимается предпринимателями как препятствие для нормального функционирования дела. Напротив, надежная “крыша” может оказаться полезным спутником бизнеса.