Психология предпринимательства-стр.206

В исследовании ставилась задача выделить качественные характеристики активности предпринимателей в процессе адаптации, а именно морально-правовые и профессиональные (с точки зрения их соответствия требованиям цивилизованного общества). По сути дела речь идет о мере цивилизованности российского бизнеса.

И хотя можно заранее предположить, что она окажется невысокой, информация о ее количественном выражении представляется интересной.

Нами разработана типология социальных типов российских предпринимателей, позволяющая дифференцировать их на куль-

Таблица 2

Мнение респондентов о моральном облике знакомых бизнесменов, в %

Нередко можно слышать, что интересы дела требуют бизнесмена определенных моральных издержек и не нарушения закона. Какая, по вашему мнению, часть знакомых вам бизнесменов может...

Почти все

Большин ство

Меньшин ство

Очень мало

Нет ответа

Говорить неправду в интересах своего дела

24

46

16

12

2

Скрывать часть дохода от налогообложения

45

33

8

11

3

“Подставить” коллегу

4

20

42

31

3

Эксплуатировать вне всякой меры чужой труд

7

22

34

31

6

Взять то, что "плохо" лежит

5

25

29

33

7

Подкупить должностное лицо

21

40

20

13

6

Подделать документы

3

17

33

41

6

Пойти на крупное уголовное преступление в отношении конкурентов

1

5

17

69

8

турных (цивилизованных) и “диких” (нецивилизованных). Разумеется, охватить все стороны многогранного понятия “цивилизованность” в эмпирической типологии невозможно. Да этого и не требуется. Важно отразить его сущность. Не вдаваясь в подробности построения типологии (это сделает один из авторов исследования в готовящейся к выходу коллективной монографии), поясним основные ее положения. Она строится на трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, “профессионализме” и морально-этических аспектах деятельности.