Психология предпринимательства-стр.205

Во-вторых, на общем фоне резко выделяется оптимизм предпринимателей относительно перспектив улучшения материального положения своей семьи в ближайшие два года. По мнению 78% опрошенных, оно будет “хорошим” или “скорее хорошим, чем плохим”. Любопытно, что за те же два года улучшения социально-экономической ситуации в стране ожидают только 9% респондентов-непредпринимателей. Подобные “ножницы” наблюдали и другие авторы. Конечно, можно согласиться с теми исследователями, кто наделял предпринимателей исключительной способностью плыть против течения, преодолевать любое сопротивление и не терять веру в свои силы. Однако в нашем случае оптимизм - еще и результат достигнутого успеха в адаптации к неблагоприятным условиям его осуществления. Очевидно, что вероятность обнаружения высокоадаптированного бизнесмена среди “богатых оптимистов” выше, чем среди “бедных пессимистов”.

В-третьих, обнаружена высокая удовлетворенность бизнесом и жизнью в целом. По поводу хода дел в бизнесе 54% опрошенных ответили, что они вполне или в основном им удовлетворены. Относительно жизни в целом такой ответ дали 73%, что в полтора раза выше, чем в среднем по России.

Таким образом, действие макроситуационных условий на жизнеспособность бизнеса (по оценкам бизнесменов) менее значимо, чем влияние на нее личностных факторов и внутрипроизводственных условий. Постепенно и в средствах массовой информации меньше стали говорить о том, что российский бизнес гибнет из-за нестабильности экономики, непомерных налогов, рэкета и т.п. Оказывается, и к этим условиям часть бизнесменов может легко приспособиться, извлекая определенные дивиденды из “смутного времени”. Очевидно, что активное приспособление предполагает не просто принятие адаптантами условий такими, какие они есть, но всестороннее взаимодействие с ними ради превращения в комфортную среду обитания.