Психология предпринимательства-стр.204

** В % к числу ответивших.

качества предпринимателей, связи с другими предпринимателями и банкирами, занимает вторую после конъюнктуры рынка позицию. Сюда же примыкают, образуя своеобразный “синдром факторов”, наиболее серьезно влияющих на жизнеспособность дела, внутрифирменные условия. Из их числа выделяются те, формирование которых в наибольшей мере зависит от личности, на сей раз от ее организаторских способностей (пункт 8 табл. 1) и умения распознавать людей, подбирать персонал фирмы (пункт 9 табл. 1).

Анализируя ответы респондентов по блоку макроусловий, можно заметить, что их влияние на жизнеспособность бизнеса за исключением спроса и предложения слабее, чем внутрипроизводственных и тем более личности, а что касается “давления преступных элементов” - существенно меньше. Сказанное справедливо и для политической обстановки в стране (балл влияния порядка 2,5). Хотя, как кажется, множество законов и правовых актов создаются именно для того, чтобы помочь развитию предпринимательства, но бездействующие законы и нераспорядительность властей чаще мешают, нежели помогают делу. Конечно, существуют объективные причины бездействия властей: отсутствие финансового обеспечения, слабость контроля исполнения, неразработанность правовой базы. Однако есть другая причина (она и является объектом нашего внимания) - снижение субъективной значимости макроусловий в результате активной адаптации к ним людей.

Исследование обнаружило ряд прямых и косвенных показаний того, что степень адаптированности у предпринимателей достаточно высокая. Во-первых, у них выше чем в среднем по стране, уровень жизни. Об этом свидетельствуют обеспеченность предметами длительного пользования и самооценка материального положения. Сравнение наших данных с данными ВЦИОМа показывает, что среди предпринимателей почти вдвое больше (чем в целом по России) тех, кто имеет дорогую мебель, в 4 раза - компьютер, в 6 - новый автомобиль. Подавляющее большинство (80%, опрощенных считает свое материальное положение “хорошим” или “скорее хорошим”). Есть основание полагать, что и доход наших респондентов выше, чем в среднем по стране. Во всяком случае у 40% ответивших он составляет 500 долларов в месяц и выше (33% не дали определенного ответа). Высокие показатели адаптации могли показаться уместными, если бы речь шла о крупных бизнесменах. Но основу нашей выборки составляют мелкие и средние предприниматели. А ведь, скажем, в США у аналогичной категории населения доход на 5% ниже, чем у наемных работников, многие вообще входят в число самых бедных людей страны.