Психология предпринимательства-стр.203

Внутренние предпосылки деятельности, которые позволяют человеку заниматься бизнесом, т.е. деловые и личностные качества предпринимателя, составляют третью группу условий. Сюда входят такие параметры, как коммуникативные способности бизнесмена, его личные связи с представителями органов власти, с другими предпринимателями, хозяйственниками, банкирами, т.е. активными участниками рыночного процесса.

Согласно полученным данным, самым мощным фактором жизнеспособности бизнеса является спрос и предложение на продукцию предприятия. И это понятно. Будучи краеугольным камнем рыночной экономики и выступая в качестве общего макроэкономического условия, он интегрирует действие других факторов: внутрипроизводственных, когда речь идет о номенклатуре выпускаемой продукции, рекламе, сбыте: личностных, когда говорят о человеке, руководителе и организаторе дела. Не случайно, что такой внутренний фактор, как личностные и деловые

Таблица 1

Оценка респондентами факторов жизнеспособности бизнеса (в%)

Условия (факторы)

Определяют жизнеспособность

Не опреде

ляют

Нет ответа

Балл условия

(фактора)

в решающей степени

в значительной степени

в малой степени

1. Действующие ныне законы и другие правовые акты в отношении предпринимательства

29

27

25

11

8

2,6

2. Экономическая политика российского правительства

31

26

21

12

9

2,6

3. Деятельность региональных (областных, краевых, республиканских) и местных органов власти

18

31

29

13

9

2,4

4. Спрос и предложение на Вашу продукцию или услугу

62

23

6

3

6

3,3

5. Давление преступных элементов

4

18

35

34

29

1,7

6. Положение, сложившееся у вас с поставщиками материалов, комплектующих изделий и т.п.

35

31

10

16

8

2,7

7. Положение с инвестициями в дело

20

23

16

28

13

2,1

8. Организация производства и управления на предприятии

34

42

9

5

10

2,8

9. Личные и деловые качества Ваших сотрудников

30

48

11

6

53

2,8

10. Наши личные и деловые качества

44

36

8

1

11

3,0

11. Личные связи с влиятельными людьми в гос. аппарате, региональных органов власти

28

28

16

19

9

2,5

12. Личные связи с другими предпринимателями, хозяйственниками, банкирами

37

35

14

6

8

2,9

* 1-5 - общие (микроситуационные); 6-9 - специфические (внутрифирменные); 10-12 - внутренние производные от них.