Психология предпринимательства-стр.202

Л.Е. Душацкий

Взаимодействие предпринимателей с условиями среды1

На основе социологических данных и статье рассматриваются субъективные и объективные условия предпринимательства, в частности, реакция предпринимателей на неблагоприятные факторы внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования, выполненного в секторе Комплексных проблем образа жизни Института социологии РАН (А.Л. Возьмитель, Л.Е. Душацкий, Е.Я. Таршис), явились данные опроса 315 мелких и средних предпринимателей, проведенного летом 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии. Социально-демографичес-кие характеристики опрошенных близки к характеристикам, полученным другими исследователями: 71% - мужчины, 91% респондентов в возрасте до 50 лет, 69% - с высшим образованием2.

Условия деятельности предпринимателей мы подразделяем на: а) макроситуационные, б) внутрипроизводственные и в) внутренние (психологические). К макроусловиям следует отнести тип экономических отношений в стране и ее социально-политическое устройство. Опыт России показывает, что существование предпринимательства возможно при отсутствии плановой (доведенной до абсурда) экономики и административно-командной системы управления. Взаимодействие предпринимателя с макросредой опосредовано объективными законами и внешними факторами: правовыми актами, экономической политикой правительства, деятельностью региональных и местных органов власти (см. табл. 1).

К макроусловиям, содержание которых определяется действиями властных структур, отнесены спрос и предложение на продукцию и услуги, давление преступных группировок. Внутрипроизводственные (внутрифирменные) условия включают поставки материалов и комплектующих, положение с инвестициями, качество продукции, профессионализм в управлении, характеристики персонала. Они производны как от макроситуационных, так и от личностных факторов.