Психология предпринимательства-стр.201

“Единственный способ обрести радость, мудрость и мир - это быть верным собственной личности, как неповторимому творению Божьему, зная, что каждый человек обладает своей особой и единственной жизнью, своей особой жизненной задачей, которую никто кроме него не может исполнить”.

Существуют и прямые указания на сходство православной и протестантской этики. Тот же Булгаков отмечает, что “Протестантская идея о спасении действенной верой стоит ближе к Православию, нежели католическое meritum”. Однако мотивировки жизненного поведения все же различны. В отличие от протестантского, который принято характеризовать как индивидуалистический, основной мотив, характерный для православной этики, можно, видимо, обозначить термином “персоналистический”. В нем та же установка на индивидуальное спасение, т.е. на оправдание жизни через непрестанные личные усилия и исполнение профессионального долга. Однако отсутствует идея избранности к спасению, придающая протестантизму известный индивидуалистический характер. Персонализм поэтому не содержит противопоставления собственной личности другим, более мягок и “внимателен” по отношению к другим людям. Он ориентирует на заботу не только о личном достоинстве, но и о жизни и достоинстве другого даже в том случае, если последний не проявляет ее самостоятельно. Мотивы, характерные для православного персонализма, можно легко обнаружить во всей русской культуре, особенно в литературе и философии.

Таким образом, своеобразие русского духа аскетического рационализма следует связывать с персоналистической мотивировкой. Насколько такой дух жизнеспособен, покажут только опыт и время, впрочем, как и наличие или отсутствие благоприятных социальных и политических условий. Вполне ясно однако то, что русская духовная культура резко противостоит духу перераспределения, духу алчности. Она освобождает человека от низменных инстинктов зависти и злобы. Поэтому опора на нее способна существенно оздоровить духовно-нравственную атмосферу общества, что, как выясняется, имеет непосредственное значение для духа подлинного предпринимательства, для выработки устойчивой и работоспособной личности, держащейся на собственных ногах, а не на волне общественной истерии.