Психология предпринимательства-стр.199

В числе образцов дооктябрьского российского предпринимательства легко обнаруживаются и такие, которые вполне соответствуют духу аскетического рационализма, сформировавшегося однако на иных, по сравнению с западными, основаниях. В частности, К. Леонтьев еще в конце XIX века подметил образцы аскетически-рационального поведения на базе моральной традиции старообрядчества. Леонтьев между прочим замечает, что “быть может, мне бы возразил кто-нибудь, что русские (и особенно настоящие Москали) именно вследствие того, что они разгульны и слишком расположены быть Питерщиками, мало расположены к капитализации, а капитализация нужна”. Автор отвергает эти возражения, приводя ряд типов русских предпринимателей. Один из них таков: “В Тульче живет и теперь один старообрядец Филип Наумов. Он грамоты не знает; умеет писать только цифры для своих счетов. Он не только сам не курит и не пьет чая и носит рубашку навыпуск, но до того тверд в своем уставе, что, бывая часто в трактирах и кофейнях для угощения людей разных вер и наций, заключающих с ним торговые сделки, он угощая их, не прикасается сам ни к чему. Даже вина и водки, которые старообрядством не преследуются, он никогда не пьет... Он имеет несколько сот тысяч пиастров капитала в постоянном обороте, несколько домов, из них один большой на берегу Дуная отдается постоянно внаем людям со средствами... Он очень честен и, несмотря на суровость своего религиозного удаления от иноверцев, слывет добрым человеком. По многим сделкам своим он расписок не дает: постояльцы, когда платят ему за дом, не требуют с него расписки в получении; ему верят и так. Сверх всего этого он один из первых в Тульче (где столько предприимчивых разноплеменных людей) задумал выписать из Англии паровую машину для большой мукомольной мельницы, и, вероятно, богатство его после этого утроится, если дело это кончится успешно”.